ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
В энциклопедическом словаре около 11000 статей
ЭЙЗЕНШТЕЙН
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898-1948),
кинорежиссёр, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР
(1935), доктор искусствоведения (1939). Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных
постановках "Мудрец" (1923, по мотивам пьесы А. Н. Островского "На всякого
мудреца довольно простоты"), "Слышишь, Москва" (1923) и "Противогазы" (1924;
обе по пьесам С. М. Третьякова) разработал новые принципы организации драматического
действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски
современного кинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа,
ритма, крупного плана, ракурса -были осуществлены в снятой на "Мосфильме"
серии картин: "Стачка", "Броненосец "Потёмкин"" (оба 1925), "Октябрь" (1927,
совместно с Г. В. Александровым). Эйзенштейн добивался синтеза действия
и изображения, слова и музыки. Для стиля Эйзенштейна характерны метафоричность,
экспрессия, тяга к символической образности. В 30-х гг. работы Эйзенштейна
неоднократно подвергались официальной идеологической критике; фильм "Бежин
луг" был снят с производства. После патриотической картины "Александр Невский"
(1938) поставил фильм "Иван Грозный" (1-я серия - 1945, 2-я серия выпущена
в 1958, 3-я серия не закончена). Историческая концепция, предложенная Эйзенштейном,
входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана IV Грозного
тех лет. Творческое наследие Эйзенштейна, а также теоретические статьи,
лекции, мемуары (т. 1-6, 1964-71) оказали воздействие на развитие мирового
кинематографа. Профессор ВГИКа (с 1937). Государственные премии СССР (1941,
1946).