ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
В энциклопедическом словаре около 11000 статей
ЭЙЗЕНШТЕЙН

ЭЙЗЕНШТЕЙН

ЭЙЗЕНШТЕЙН ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898-1948), кинорежиссёр, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939). Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных постановках "Мудрец" (1923, по мотивам пьесы А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты"), "Слышишь, Москва" (1923) и "Противогазы" (1924; обе по пьесам С. М. Третьякова) разработал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски современного кинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса -были осуществлены в снятой на "Мосфильме" серии картин: "Стачка", "Броненосец "Потёмкин"" (оба 1925), "Октябрь" (1927, совместно с Г. В. Александровым). Эйзенштейн добивался синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для стиля Эйзенштейна характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В 30-х гг. работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике; фильм "Бежин луг" был снят с производства. После патриотической картины "Александр Невский" (1938) поставил фильм "Иван Грозный" (1-я серия - 1945, 2-я серия выпущена в 1958, 3-я серия не закончена). Историческая концепция, предложенная Эйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана IV Грозного тех лет. Творческое наследие Эйзенштейна, а также теоретические статьи, лекции, мемуары (т. 1-6, 1964-71) оказали воздействие на развитие мирового кинематографа. Профессор ВГИКа (с 1937). Государственные премии СССР (1941, 1946).

ЭЙЗЕНШТЕЙН

С.М. Эйзенштейн